Публичные протесты против снесения властями крестов в Куропатах

Утром 4 апреля приехали тракторы, чтобы снести 70 деревянных крестов возле мемориала Куропаты на окраине Минска. Милиция задержала 15 активистов, которые вышли в знак протеста. В тот же день около 200 человек собрались в куропатском лесу: они пришли почтить память жертв сталинских репрессий на месте казни более 150 000 человек.

Сегодня, когда прошло более тридцати лет с момента обнаружения массовых захоронений, Куропаты до сих пор символизируют вопиющие зверства советского режима. Куропаты высвободили потенциальный социальный капитал белорусского гражданского общества и подвигли белорусов возвести и сохранить народный мемориал, несмотря на враждебность властей.

Многие белорусы переживают о будущем памятного места и снесении крестов, ведь это связано со «священной» памятью невинно погибших —  аполитичной темой, неподконтрольной государству.

Поедем-поедим в Куропатах?

После того, как два археолога, Зенон Позняк и Евгений Шмыгалёв, обнаружили останки казненных в 1987 году, Куропаты стали одним из самых известных мест массовых казней в 1937-41 годах. Открытие массовых захоронений доказало, что советская власть совершала серьезные преступления против своих граждан. Наряду с катастрофой на Чернобыльской АЭС, это способствовало национальному пробуждению белорусов в конце 1980-х годов.

Хотя с 2004 года Министерство культуры включило Куропаты в национальный реестр культурных ценностей Беларуси, белорусское государство практически ничего не сделало для увековечения мемориала. В 2017 году частный инвестор шокировал многих, когда купил участок земли возле мемориала и открыл ресторан в 50 метрах от него.

Некоторые политические партии, включая «Молодой фронт» и Белорусскую христианско-демократическую партию, а также простые граждане открыто высказались против ресторана. Активисты продолжали протестовать в Куропатах и пикетировать вход в заведение, чтобы сделать его непопулярным и убыточным. Змицер Дашкевич, лидер «Молодого фронта», присоединился к активистам и принялся возводить кресты, чтобы отгородить мемориал.

Источник: svaboda.org

Общественные деятели также открыто выразили свое неодобрение ресторану, в том числе Светлана Алексиевич, лауреат Нобелевской премии по литературе. Недавно глава белорусской католической церкви архиепископ Тадеуш Кондрусевич призвал к диалогу между властью и представителями различных групп гражданского общества. Он призвал к уважению религиозных чувств верующих: «Я считаю, что необходимо организовать публичную дискуссию о наведении порядка в Куропатах с участием представителей различных конфессий».

Сергей Лепин, пресс-секретарь Белорусской православной церкви, также не одобрил поведение местных властей. В своем блоге он написал: «Помни. Дьяволы очень боятся знака Креста Господня, потому что в нем Спаситель разоблачил и посрамил их».

Кому принадлежат Куропаты: государству или гражданам?

В феврале 2017 года белорусские власти стали активнее участвовать в конфликте вокруг Куропат. Ведущая государственная газета «Беларусь сегодня» организовала круглый стол о будущем мемориала. Участники дискуссии утверждали, что отсутствие поминальных мероприятий привело к образованию вакуума, который заполнили политические силы. Кроме того, они рекомендовали учредить в Куропатах Национальный траурный мемориал, который бы смогли поддержать все белорусы — это, по мнению участников, предотвратило бы разделение общества. В июне 2018 года Министерство культуры объявило, что удалось собрать более 11 000 белорусских рублей на новый мемориал, и специальное жюри выбрало лучший дизайн.

Насильственное снятие крестов удивило многих в Беларуси. 4 апреля Светлана Алексеевич прокомментировала газете «Наша нива», что Куропаты остаются «символом национальной самостоятельности, национальной памяти. И государство не хочет это принимать […] ». Она метко указала на уникальность национального памятника, который белорусы воздвигли стихийно.

Пресс-секретарь Александра Лукашенко Наталья Эйсмонт заявила СМИ, что глава государства уверен, что в Куропатах «нужно навести порядок». По ее словам, президент сделает это «в соответствии с обычаями и религиозными традициями» белорусов. Подробности же о том, как и когда будет наведён порядок, дальше не поступили.

Неожиданная мобилизация белорусов?

В Куропатах собралось около 200 человек – доказательство того, что помимо организованных групп гражданского общества, тема сталинских репрессий интересует аполитичных белорусов. Ведь тема не связана с политикой, однако затрагивает чувствительные струны человеческой души, поскольку связана с социальными табу — смертью и поминовением умерших. Многие белорусы продолжают отмечать Радуницу и посещать могилы родственников в продолжение православных и греко-католических религиозных традиций.

Источник: Novy Chas

Когда власти сняли кресты, они коснулись чувствительного религиозного символа — креста. Снятие крестов также происходило во время Великого поста, что показалось многим христианам в стране крайне неуважительным. Подобные действия властей контрастируют с официальными заявлениями о важности православных ценностей в белорусском обществе.

Диалог вместо давления

Нервная и неожиданная реакция белорусских властей выглядит довольно странно. Официально они хотят того же, что и различные группы гражданского общества, — почтения памяти жертв советских репрессий. В то же время власти решительно демонстрируют свое исключительное право диктовать и контролировать свой собственный нарратив о Куропатах.

На первый взгляд, куропатский конфликт кажется аполитичным, поскольку он затрагивает поминовение сотен тысяч жертв советских репрессий. Тем не менее, мобилизация людей в отношении мемориала, в том числе его ограждение крестами, защита самих крестов и, наконец, молитвы, стала шоком для многих в Беларуси и за рубежом.

Напісаць адказ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *