Путин хочет, чтобы Беларусь бойкотировала порты балтийских государств

16 августа на конференции по транспорту президент России Владимир Путин потребовал от Беларуси прекратить экспорт нефтепродуктов через латвийские и литовские порты. Вместо этого Москва хочет, чтобы Беларусь перенаправила экспортные потоки в российские порты Балтийского моря. Этим Путин намерен оказывать большее давление на страны Балтии.

На следующий день белорусское государственное информационное агентство БелТА опубликовало интервью с исполняющим обязанности генерального директора «Белорусской нефтяной компании» Сергеем Грибом. В нем было прямо сказано, что Минск хочет продолжить сотрудничество со странами Балтии.

Похоже, что Россия и Беларусь движутся к еще одному нефтяному спору спустя несколько месяцев после окончания предыдущего. Минск отказывается слепо следовать политике Кремля хотя бы по прагматическим причинам. Чтобы выжить как суверенное государство, Беларусь нуждается в хороших отношениях со всеми своими соседями, а не только с Россией.

Москва хочет, чтобы белорусы присоединились к бойкоту балтийских стран

В прошлом году Беларусь экспортировала 13 млн. тонн нефтепродуктов, что является значительным количеством для такой небольшой страны. Для сравнения, Россия в 2016 году экспортировала 156 млн тонн. Традиционно Минск экспортировал свои нефтепродукты через литовские и латвийские порты из-за их географической близости. Примечательно, что в прошлом году белорусский груз, в основном нефтепродукты и калийные удобрения, составил 36% от общего объема грузов литовских железных дорог.

Калининградская область России. Изображение: Энциклопедия Britannica

Россия, напротив, решила полностью прекратить экспорт своих нефтепродуктов через страны Балтии к 2018 году, а вместо этого использовать собственные порты на Черном и Балтийском морях. Директор РЖД Олег Белозёров 16 августа на конференции заявил, что белорусские компании отказываются использовать российские железные дороги и порты для экспорта товаров. Беларусь приняла это решение несмотря на то, что РЖД удвоило постоянную скидку на транспортировку белорусских нефтепродуктов через российские порты до 50%. По словам Белозёрова, белорусы ссылаются на свои долгосрочные контракты с портами балтийских государств.

Путин поддержал жалобы российских железных дорог: «Белорусские нефтеперерабатывающие заводы перерабатывают только нашу нефть, у них нет нефти от других поставщиков … поэтому мы должны предлагать ее в пакете: если они получают нашу нефть, они используют нашу инфраструктуру».

На конференции также был затронут связанный с этим вопрос, который показывает, что Москва не делает различий между другом и врагом в своем давлении на регион. Российские чиновники обсудили вопрос о создании транспортных маршрутов между Калининградской областью России и остальной Россией в обход иностранных государств. Москва стремится развивать прямое сообщение, которое свяжет эксклав с Россией и сделает ненужным транзит через Литву и Беларусь.

Два месяца назад исполняющий обязанности губернатора Калининградской области Антон Алиханов объявил о планах к 2020 году утроить количество паромов между Калининградской областью и портом Усть-Луга под Санкт-Петербургом. По его собственным словам: «Это важный шаг, потому что наши дорогие соседи — Литва, Латвия, Польша и Беларусь — любят использовать транспортный фактор и изолированность Калининграда от остальной России».

Беларусь вряд ли присоединится к континентальной блокаде Путина

До сих пор Москве не удалось принудить Беларусь использовать российские порты вместо литовских и латвийских. Теперь и белорусское правительство, и бизнес-сектор намерены противостоять требованиям Путина, даже рискуя новым нефтяным спором.

Даже в марте, когда РЖД предложили Минску 50-процентную скидку на поставки нефтепродуктов, министр транспорта Беларуси Анатолий Сивак сразу отклонил предложение. Комментируя недавнюю инициативу Путина, Сергей Гриб 17 августа сообщил корреспонденту БЕЛТА, что даже высокая скидка, предлагаемая Россией, не будет иметь большого значения – перевозить белорусские нефтепродукты через страны Балтии все равно будет дешевле. Кроме того, российские порты Балтийского моря испытывают проблемы с обработкой нефтепродуктов и  не могут гарантировать их неповреждение зимой. Гриб утверждает, что его компания предлагает клиентам возможность транспортировки нефтепродуктов через российские порты, однако клиенты выбирают порты в странах Балтии.

Крупнейший белорусский новостной портал TUT.by процитировал анонимного нефтетрейдера, который объяснил, что важны не только тарифы на транспортировку, но и другие факторы: сколько времени требуется для перевозки грузов, какова портовая инфраструктура, какие услуги предлагаются и т. д. Порты балтийских государств во всех отношениях выигрывают у своих российских конкурентов.

Стратегический сектор

Покупка и переработка преимущественно российской нефти наряду с последующим экспортом ее продукции являются ключевым сектором экономики Беларуси. Выступая в июне на правительственной встрече, Лукашенко назвал нефтеперерабатывающую промышленность стратегической.

Правительство Беларуси проводит конференцию по нефтепереработке. Фото: CTV.by

Согласно расчетам Исследовательского центра ИПМ, если в 2018 году Россия поставит 23 млн. тонн нефти (стандартный объем в предыдущие годы, когда двусторонние отношения были хорошими), то ВВП Беларуси вырастет на 2,7%. Если напряженная ситуация 2016/2017 годов будет повторяться, а Москва сократит поставки (которые в этом случае составят 18 млн. тонн), ВВП Беларуси увеличится всего на 0,5%.

Как сообщает агентство ТАСС, несколько экспертов заявили, что для Беларуси переход на российские порты в финансовом плане обойдется в 150 млн долларов. Однако эта сумма в перспективе невелика, ведь Минск в настоящее время зарабатывает около 1,4 млрд долларов на дешевой нефти, которую он получает из Москвы.

Минск ищет решения за рубежом и внутри страны

Чтобы противостоять постоянным нефтяным угрозам Кремля, Минск ищет альтернативные источники нефти, предпринимая новые попытки ввозить азербайджанскую и иранскую нефть. Из 18,6 млн. тонн нефти, импортированной Беларусью в 2016 году, 0,5 млн. тонн было импортировано не из России, а, скорее всего, из Азербайджана.

С другой стороны, Минск проводит стратегическую долгосрочную модернизацию белорусской нефтехимической промышленности. В марте Александр Демидов, недавно назначенный директором новополоцкого нефтеперерабатывающего завода, объяснил СМИ, что Лукашенко попросил его ускорить модернизацию Нафтана. Ее целью является способность белорусских нефтеперерабатывающих заводов перерабатывать нефть любого бренда и из разных стран.

Мозырский нефтеперерабатывающий завод. Фото: БЕЛТА

Правительство инвестирует огромные суммы в модернизацию двух нефтеперерабатывающих заводов, и этот процесс должен быть завершен к 2019 году. Только в 2011-2015 годах инвестиции в развитие «Нафтана» превысили 1,2 млрд. долларов, и продолжают поступать до настоящего времени. Второй нефтеперерабатывающий завод в Мозыре получил $1,47 млрд.

Невыполнимые политические требования Кремля к Беларуси угрожают загнать ее в угол. Москва может даже поставить под угрозу альянс между Минском и Москвой. Какой бы важной ни была Россия для Беларуси, Минск не может радикально ухудшать свои отношения со соседями.

Для Беларуси сокращение связей с балтийскими странами означало бы значительные финансовые потери и ухудшение политических отношений с ЕС, а также возвращение к политической изоляции. Это также привело бы к фатальной зависимости от России и ее олигархического капитала. Белорусская государственность сократилась бы до номинального статуса, как у Абхазии или Южной Осетии. Нет оснований полагать, что такая ситуация будет приемлемой для нынешнего белорусского руководства.

Напісаць адказ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *