Повредит ли сокращение Министерства иностранных дел белорусской дипломатии?

В январе 2018 года Министерство иностранных дел Беларуси завершило большую часть крупной «оптимизации» — эвфемизм, который используется для обозначения беспрецедентного сокращения персонала и ресурсов. Штат министерства был сокращен на треть, и вскоре будут закрыты пять дипломатических миссий. Кроме того, на 15 процентов сократилось финансирование дипломатической службы.

Высшие чиновники министерства пытаются сохранять бравый вид. Однако столь масштабное сокращение может серьезно подорвать усилия дипломатии по укреплению международного положения Беларуси в период усиления российского влияния в регионе и экономических трудностей внутри страны.

Значительное сокращение на подходе

18 января министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей обнародовал информацию, которая последние шесть месяцев будоражила министерство. «Сокращение штата уже состоялось. Центральный аппарат министерства был сокращен примерно на треть, а представительства за рубежом на 15 процентов», сказал в среду журналистам глава МИД Беларуси после рабочей встречи с президентом Александром Лукашенко.

Макей старался казаться деловым и невозмутимым: «Нам сказано полагаться на навыки, а не на цифры … Однако это никоим образом не позволяет сказать, что эффективность нашей деятельности упала».

Александр Лукашенко и Владимир Макей. Фото: president.gov.by

Между тем, люди, знакомые с внутренней работой министерства, утверждают, что Макей совсем не был доволен принудительной «оптимизацией». Источник ostro.by в белорусской дипломатической службе сообщил, что Лукашенко изначально намеревался сократить от 10% до 15% сотрудников министерства, но после сопротивления Макея разозлился и приказал увеличить цифру.

Действительно, в начале своей встречи с Макеем Лукашенко упомянул просьбу министра обсудить оптимизацию и согласился услышать о ее «недочетах». Однако Лукашенко быстро переключился на вопрос об усилиях министерства по содействию внешней торговле Беларуси.

Помимо сокращения рабочих мест, Министерство иностранных дел начало сокращать дипломатическое присутствие Беларуси зарубежом. В 2018 году Беларусь закрывает свои генеральные консульства в Одессе (Украина), Гданьске (Польша) и Милане (Италия). Еще две дипломатические миссии в неназванных странах ждет та же судьба. Ходят слухи, что одной из них может быть посольство Беларуси в Австралии, которое открылось только в 2014 году.

Отсутствие интереса со стороны СМИ и нехватка информации

Открытой информации об оптимизации министерства иностранных дел немного. Пресс-служба МИД не ответила на просьбу ostro.by о разъяснении деталей, сославшись на занятость.

Белорусские СМИ — государственные и независимые — проявили минимальный интерес к этому процессу. Интернет-аудитория в основном ответила на официальную информацию злобными замечаниями: многие считают, что МИД Беларуси — это филиал российской дипломатии или верный слуга Лукашенко, занятый сохранением авторитарного режима.

Другой источник в МИД сообщил ostro.by, что в процессе оптимизации около ста дипломатов потеряли работу. Эта цифра могла бы быть выше, если бы не тот факт, что сокращения включали незаполненные вакансии и служащих, которые выходят на пенсию. По всей видимости, наиболее пострадали департаменты министерства, связанные с двусторонними внешними отношениями.

Министерство иностранных дел Беларуси. Фото: Philips Sash

Многие дипломаты, возвращающиеся из завершенных миссий за рубежом, были переведены в режим ожидания на неопределенный срок, для многих это фактически означает увольнение. Белорусская дипломатическая служба практически перестала нанимать новых сотрудников, в том числе выпускников дипломатической школы страны.

Финансовые сокращения

Разумеется, Министерство иностранных дел было ни первым, ни единственным правительственным органом, пострадавшим от оптимизации. Президент потребовал большей эффективности с меньшим количеством чиновников и обещал повысить зарплату тем, кто останется на своих постах. Белорусские дипломаты получили такое же обещание и с нетерпением ожидают февральский день выдачи зарплаты.

Однако резкое сокращение бюджетных ассигнований для Министерства иностранных дел на 2018 год вызывает серьезные сомнения насчет ожидаемого повышения зарплаты. Более того, это повлияет на эффективность работы всего белорусского МИД.

Общие бюджетные расходы Беларуси в 2018 году увеличатся на 18% по сравнению с 2017 годом: с BYN 16,739 млн ($8,382 млн) до BYN 19,751 млн ($9,917 млн). Расходы на органы национальной безопасности и правоохранительные органы вырастут в диапазоне 17-26%.

По некоторым сведениям, администрация президента Беларуси претерпела оптимизацию, аналогичную той, которая была реализована в Министерстве иностранных дел. Тем не менее, в 2018 году она получит 5% -ное увеличение финансирования по сравнению с 2017 годом.

Финансирование МИД, напротив, было сокращено. В текущем году расходы на министерство уменьшатся на 13%, а на миссии за рубежом — на 15%.

У некоторых сотрудников министерства есть ощущение, что Владимир Макей потерпел неудачу в закулисной борьбе с белорусскими силовиками. Многие считают министра иностранных дел лидером либеральной фракции в белорусском правительстве, а националистические комментаторы и политики в России регулярно обвиняют его в том, что он уводит Беларусь на Запад, отрывая от России.

Большой стресс или обычное дело?

Высокопоставленный представитель Министерства иностранных дел рассказал в интервью ostro.by, что катастрофы не произошло и его отдел продолжает свою работу так же как раньше. Другой дипломат выразил сожаление по поводу «чрезвычайно напряженной» атмосферы, созданной в МИД оптимизацией.

Сокращение рабочих мест произошло на фоне резкого увеличения рабочей нагрузки. Нормализация отношений с Западом и непрекращающиеся усилия по стимулированию внешней торговли умножают количество встреч, визитов и документов. Теперь министерству может просто не хватать рук, чтобы продолжать эффективно работать.

Рабочий бюрократический механизм, который был создан и выстроен на протяжении многих лет, может быть нарушен и замедлен. Министерство нуждается в преемственности поколений и постоянном притоке молодых перспективных сотрудников для работы на устойчивой и эффективной основе. Теперь управленцы среднего звена, столкнувшись с нехваткой персонала, предпочтут сохранить тех, кого они знают, а не набирать новых неопытных людей.

Изменение структуры министерства привела к сокращению многих подразделений, которые служили инкубаторами для будущих послов и высшего дипломатического персонала.

Очевидно, что любая страна должна сдерживать рост бюрократического аппарата и стремиться к упрощению операций. Но радикальное сокращение Министерства иностранных дел представляется необоснованным, непропорциональным и вредящим национальным интересам. Это особенно актуально в сегодняшнем геополитическом контексте, когда Беларуси необходимо укреплять свой суверенитет и серьезно улучшать свои международные позиции.

Напісаць адказ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *