Почему у Беларуси не получается привлечь иностранных туристов

В апреле 2016 года негосударственная организация Priceconomics опубликовала статью, озаглавленную «Какие страны наиболее / наименее посещаемы туристами?».  В этой статье Беларусь была отнесена на 11 место среди наименее популярных у туристов стран.

Тот факт, что государство, расположенное в Центральной Европе, по своей туристической привлекательности оказалось на уровне Нигера, Чада или Судана, вызвал серьезные дискуссии в Беларуси.

Два других факта способствовали активизации этих дискуссий. Прежде всего, Беларусь посетило неожиданно небольшое число туристов во время проведения Чемпионата мира по хоккею в 2014 г. – 137,000 организованных туристов, что всего лишь на 0,5% больше, чем в 2013 г. К сожалению, из-за изменений в методологии сведения Национального статистического комитета за 2015 г. не могут рассматриваться как сравнимые.

Во-вторых, в 2015 г. Беларусь завершила выполнение Государственной программы по развитию туризма на 2011-2015 гг., на реализацию только части запланированных мероприятий которой было выделено 4299 миллиардов BYR. Учитывая эту сумму, можно ожидать либо более впечатляющих успехов, либо серьезного анализа причин провала.

Странные планы и «игры» со статистикой

К сожалению, разработчики программы представили очень фрагментарный анализ туристической отрасли. Более того, и после завершения выполнения Программы власти не предоставили никаких целостных отчетов.

Тем не менее, анализ тех частей Программы, по которым нам доступны конкретные числовые показатели, свидетельствует о ее полном провале. Таблица ниже иллюстрирует эту мысль:

Турызм табл

Официальные данные по численности организованных туристов могут служить прекрасным примером «игр» со статистикой в Беларуси. В 2010-2014 гг. Национальный статистический комитет не включал в это число отдельные экскурсии, совершенные внутри страны. Однако, когда пришло время подводить итоги, эти экскурсии стали учитываться. Другими словами, турист, прибывающий, например, в Минск, который впоследствии посетил Брест и Гродно в составе экскурсий, учитывается статистикой трижды. Естественно, что по итогам 2015 г. Национальный статистический комитет насчитал 276 260 иностранных туристов, но многие из них были учтены несколько раз.

К несчастью для белорусских властей, истинную картину показывает число поездок, совершаемых в Беларусь иностранными гражданами. В 2010 г. это число составило 5,673,800 поездок, а в 2015 г. упало до 4,357,200 (на 23.2%).

Число туристов, обслуженных организациями, предоставляющими туристические услуги, в 2010-2014 гг. странным образом равняется числу «организованных туристов». Однако, в 2015 г. статистика насчитала только 101 686 таких туристов. Вероятно, это и есть реальная цифра, которая гораздо ниже запланированных 190 000 туристов.

Туманные описания вместо точных цифр

К несчастью для экспертов, Программа содержит преимущественно описательные цели и показатели. Такие туманные выражения, как «изучить возможности, повысить уровень» или «провести обсуждения по вопросу» доминируют в мероприятиях Программы и / или в ожидаемых результатах. Много времени уделяется изучению «международного опыта».

Имеющиеся же числовые показатели представляются сомнительными и плохо обоснованными. Доминирование «круглых» чисел, отсутствие корреляции, а также исключительно линейный характер роста, независимо от временного периода, подкрепляют эти сомнения. Программа не содержит ни обоснований, ни калькуляций представленных показателей.

В некоторых ситуациях даже экономическая значимость этих показателей остается двусмысленной. Так, власти выделили 4299 млрд. BYR на выполнение только части мероприятий Программы. В то же самое время планируемый доход от экспорта должен был составить 4365 млрд. BYR.

Корреляция между различными показателями также вызывает вопросы. Сложно ожидать, что рост числа посещений страны иностранными туристами на 163% приведет к росту экспорта туристических услуг на 348%. Ни текст самой Программы, ни скудная информация о ее выполнении, ни реальные результаты не позволяют предложить какие-либо объяснения этим цифрам.

Более того, Программа, разработанная на пятилетний срок, не содержит никаких серьезных механизмов корреляции мероприятий, которая учитывала бы нестабильную экономическую ситуацию в Беларуси. Большинство из запланированных результатов (таких как «развитие туристического рынка») практически не поддаются верификации и оставляют большое пространство для растраты денежных средств.

Отсутствие реального анализа или участия заинтересованных сторон

Программа практически полностью исключает какое-либо участие заинтересованных сторон.  Органы государственного управления выступают в качестве заказчиков, разработчиков, исполнителей и даже потребителей Программы.

В то время как многие эксперты указывают на сложный визовый режим, неприемлемую систему регистрации иностранцев в миграционных органах и, в целом, недружественную по отношению к зарубежным туристам обстановку в стране, разработчики Программы не включили сотрудничество с МИД, МВД и Государственным пограничным комитетом. Естественно, частный бизнес вообще не был допущен к Программе.

Низкий уровень сервиса остается одним из основных источников жалоб в туристической сфере в Беларуси. Программа практически полностью игнорирует этот аспект, равно как и не предлагает рекомендации по его улучшению.

Система мониторинга и контроля также остается очевидно недоразвитой. Фактически, Программа предполагает только одну форму мониторинга и контроля – ежегодные отчеты Министерству спорта и туризма и последующие отчеты последнего Совету Министров. Естественно, такая самоотчетность оборачивается низким уровнем исполнения и провоцирует слухи о коррупционном характере Программы.

Каково же будущее?

Программа не содержит каких-либо ясных и разумных критериев для оценки ее выполнимости или эффективности. Учитывая экономическую и политическую ситуацию в Беларуси, любое среднесрочное планирование представляется невозможным. Доминирование «ручных» методов управления исключает постановку стратегических целей, разработку долговременных программ или достижение предсказуемых и обоснованных результатов.

Очевидные пробелы в диалоге с общественностью, транспарентностью и контроле позволяют предположить, что реальной функцией программы является распределение государственных ресурсов среди элитных групп, но не развитие туристической отрасли.

Статистические данные подтверждают простую истину: развитие туризма в Беларуси требует всеобъемлющих и фундаментальных изменений, взаимодействия между государством и бизнесом. В противном случае, Беларусь рискует оказаться на уровне Нигера, Судана, Чада, Гвинеи и т.д. не только в тех аспектах, которые касаются туризма, но и в других сферах.

 

Напісаць адказ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *