Местные выборы в Беларуси: основные выводы

Фото: naviny.by

18 февраля 2018 года белорусы избрали своих представителей в местные Советы.

Эта кампания предоставила властям возможность продемонстрировать свою открытость и улучшить показатели в сфере демократизации и соблюдения прав человека. Вместо этого они использовали ее как традиционный полигон для административного ресурса и манипулирования внутренней политикой.

Этот шаг властей посылает ясный сигнал об оценке властями стратегической ситуации и предстоящих вызовах.

Избирательная кампания-2018: либеральные ожидания против суровых реалий

Учитывая незначительную роль местных советов в белорусской политической системе, местные выборы редко привлекают широкое общественное внимание. Их обычно воспринимают как неважные, хотя они и проходят с традиционно высокой, но вряд ли заслуживающей доверия явкой.

Поэтому некоторые эксперты полагали, что власти будут использовать эту относительно незначительную кампанию, чтобы создать видимость прогресса в либерализации и демократизации, как это происходило во время нормализации отношений между Беларусью и Западом в 2014-2016 годах. События весны 2017 года, в том числе массовые протесты против «декрета о дармоедах», подавление этих протестов и многочисленные задержания независимых и оппозиционных активистов, политиков и журналистов существенно повредили этому имиджу

Фактический сценарий кампании нарушил эти ожидания. Власти предприняли серьезные усилия для обеспечения нереалистично высокого уровня явки. Они сообщили, что около 77% избирателей, имеющих право голоса, пришли на избирательные участки. Это явно противоречило многочисленным независимым оценкам низкой общественной заинтересованности в выборах.

Независимые и оппозиционные наблюдатели и кандидаты сообщили о многочисленных расхождениях между явкой, которую они наблюдали, и теми процентами, которые были представлены избирательными комиссиями. Последние часто не могли объяснить эти расхождения или даже не прилагали для этого никаких усилий.

Власти заявили о массовой (более 34%) явке избирателей во время досрочного голосования. Кроме того, наблюдатели сообщили о необычно высоком уровне голосования на дому. Оба способа являются удобными инструментами для манипуляций. Наблюдатели не могут контролировать избирательные бюллетени во время досрочного или домашнего голосования. Соответственно, нет возможности проверить подлинность заявленного уровня явки.

Специальный знак в паспорте, который позволяет человеку участвовать в карусельном голосовании. Выявлено гражданским активистом Денисом Кравчуком. Фото: bramaby.com

Впервые за многие годы наблюдатели заявили, что власти использовали печально известный метод «карусельного голосования» (многократное голосование назначенными избирателями на разных избирательных участках). Одному наблюдателю даже удалось лично принять в нем участие — он проголосовал три раза на разных избирательных участках, и теперь требует от Министерства внутренних дел и Следственного комитета расследовать это дело.

По мнению независимых наблюдателей, подсчет голосов также был непрозрачным. На одном избирательном участке разразился скандал, который привел к повторному пересчету голосов под наблюдением общественности. Он показал, что кандидат от оппозиции получил подавляющее большинство голосов в день выборов. Тем не менее, он проиграл по общему числу бюллетеней, включающих досрочное голосование.

Результаты: традиционное господство властей

Весьма логично, что непрозрачный избирательный процесс привел к непрозрачным результатам. Только два кандидата от оппозиции, оба на самом низком сельском уровне, были избраны среди более чем 18,000 новых депутатов, кандидатуры которых были «одобрены» властями. Из числа избранных, почти 56% являлись действующими депутатами, и только 2,5% представляли политические партии (при  этом только проправительственные).

Одним из двух победивших независимых кандидатов была Роза Стрельченко, избранная в деревне в Калинковичском районе Гомельской области. Вскоре после ее победы неизвестные люди позвонили ей, используя телефонный номер областного исполнительного комитета, и угрожали упрятать ее в психбольницу. Второй независимый депутат — Валерий Билибуха из незарегистрированной партии Белорусская христианская демократия, переизбранный в 2018 году, также долго подвергался давлению властей.

В то же время, показатели Коммунистической партии оказались весьма примечательными. Проправительственным коммунистам удалось провести 309 своих кандидатов в советы на разных уровнях (в том числе получить 10% мест в Минском городском совете).

Успехи пророссийских кандидатов стали еще одной интересной особенностью местных выборов. Среди избранных депутатов, 21 является гражданами Российской Федерации, которые имеют право баллотироваться на местные выборы, поскольку постоянно проживают в Беларуси. 127 из избранных депутатов были членами Республиканской партии труда и справедливости, которая позиционирует себя как открыто пророссийская (ее лидер Василий Заднепряный недавно заявил, что его партия считает Крым легитимной частью России).

Власти готовятся к трудным временам?

Изложенная картина ставит вопрос: почему белорусское правительство решило пойти на такие меры для достижения сомнительных результатов?

Одно можно сказать уверенно: власти отказались от идеи перестройки политической системы страны. В 2017 году ходили слухи о возможной трансформации конституции и избирательного законодательства, которая будет способствовать развитию политических партий. Либерально-демократическая партия Беларуси (ЛДП) даже официально представила некоторые предложения, такие как введение голосования по партийным спискам. Но результаты местных выборов ясно показывают, что эти предложения не стоят на повестке дня властей. Достаточно иллюстративен тот факт, что несмотря на довольно энергичную кампанию, ЛДП смогла провести в Советы только пять кандидатов.

Изображение: bragin.by

Также можно с уверенностью сказать, что власти приняли определенные решения о дальнейших политических событиях страны. Александр Лукашенко, похоже, пойдет на очередной президентский срок в 2020 году и сделает это по старинке – через неоправданные финансовые подарки для населения, административный ресурс и прочие печально известные инструменты.

Откат к манипулятивной и недемократической политике происходит из оценки властями сегодняшней стратегической ситуации. Предстоящие парламентские и президентские выборы, которые должны состояться не позднее августа-сентября 2020 года, скорее всего, пройдут на фоне продолжающихся экономических проблем, народных волнений, недружественного поведения российских СМИ и безразличия со стороны ЕС и США. Имея это в виду, власти готовятся провести выборы в наиболее безопасной для себя форме. Поэтому вполне естественно, что они сообщили о нереалистично высоком уровне явки. Таким образом их реальный потенциал по мобилизации избирателей и реальный уровень электоральной поддержки остается неясным для широкой общественности.

Проблема, однако, заключается в том, что такой способ проведения выборов предполагает чрезмерную зависимость от служб безопасности. Поскольку лояльность этих людей не гарантирована, особенно в критических ситуациях, их непрозрачность неизбежно является амбивалентной и может затронуть не только общественность, но и саму власть. В этом контексте интересно узнать, намеренно ли Лукашенко пропустил так много российских и пророссийских политиков в местные советы, или этот результат отражает влияние неопознанных сил внутри правящей элиты.

Юрий Царик — руководитель программы исследований России в Центре стратегических и внешнеполитических исследований (Беларусь), участник программы Chevening 2017/2018 в Школе славянских и восточноевропейских исследований Университетского колледжа Лондона

Напісаць адказ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *